Главная Устав
Устав Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря | Печать |

«…благочиние (наиболее относящееся к наружному
поведению) немедленно сообщиться от тела к душе,
и благоустройство тела весьма скоро приведёт в
благоустройство душу».

Четьи Минеи,
житие св. Василия Великого. 1 января.

 

Содержание:

I. ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

II. УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

IV. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В БРАТСТВО МОНАСТЫРЯ

V. ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ

VI. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

VII. О БОГОСЛУЖЕНИИ

VIII. О ТРАПЕЗЕ

IX. О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ

X. О ПОСЕТИТЕЛЯХ И О ПОСЕЩЕНИИ КЕЛИЙ

XI. УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ

XII. УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ

 

I. ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.

Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: “...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене...” (Мф. 19, 21).

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.

Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания:“Могий вместить, да вместит” (Мф. 19, 12). “Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви” (1 Кор. 7, 32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.

Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: “...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мф. 16, 24); “...аще кто хощет в вас вящший быть, да будет вам слуга” (Мф. 20, 26); “Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете” (Притч. 11, 14).

7. К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющие братство Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовно-нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.

II. УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ.

8. Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь – исторически штатный общежительный монастырь первого класса со штатом в 100 человек братии. Подчиняется монастырь непосредственно Епархиальному правящему Архиерею, который именуется Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, с каковым титулом его имя возносится за Богослужениями.

9. Настоятель определяет назначения на основные должности в монастыре, испрашивая благословение на то правящего Архиерея (Казначея, Эконома, Благочинного, Ризничего, Духовника и других).

а) ходатайствует перед правящим Архиереем о посвящении в иеродиаконы и в иеромонахи достойных сего лиц из братии;
б) ходатайствует перед правящим Архиереем на пострижение в монашество готовых к сему послушников;
в) ходатайствует перед правящим Архиереем о награждении наиболее благонравных из числа братии.

10. Правящий Архиерей осуществляет общее наблюдение за ведением монастырского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества монастыря.

11. В помощь Настоятелю существует Духовный Собор монастыря, членами которого являются: Настоятель, Казначей, Духовник, Благочинный, Ризничий, Эконом и, в случае нужды, некоторые другие по опытности и благочестию достойнейшие лица из братии.

12. Духовный Собор имеет свои заседания по назначению Настоятеля. Дела, подлежащие суждению Собора, бывают двух родов:

а) по коим должно в дальнейшем получать утверждение правящего Архиерея,
б) по коим Собор имеет право сам приводить в исполнение решение с последующим о сем докладом правящему Архиерею.

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

1) НАСТОЯТЕЛЬ

Настоятель монастыря более всех имеет попечение о благоустройстве братии и обители. На обязанности Настоятеля лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Настоятель принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.

Настоятель возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая проповедывать в иные дни способным к сему иеромонахам.

Настоятель проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства монастыря, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания.

В случае отлучки, болезни или смерти Настоятеля во временное отправление его обязанностей вступает Казначей монастыря, получающий в таких случаях наименование Заместителя Настоятеля монастыря. В случае отлучки, болезни или смерти и Казначея, Заместителем Настоятеля может быть иное лицо из состава Духовного Собора монастыря.

2) КАЗНАЧЕЙ

На обязанности Казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Настоятелем Епархиальному Архиерею.

Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря.

В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.

Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Настоятелем.

Казначею подчиняются: свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности (кассир, бухгалтер и т.п.), если они имеются.

3) ДУХОВНИК

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению.

Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих.

В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и следует его рассуждению и воле.

В отсутствии Духовника его обязанности выполняет Благочинный монастыря.

4) БЛАГОЧИННЫЙ

На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный в любое время имеет право посещать братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.

В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Настоятеля.

Монастырских гостей Благочинный размещает в гостиных келиях, вместе с гостиничным, заботясь о их покое и продовольствии. Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранено и всякое общение братии между собой.

Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного. Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью Благочинный представляет Настоятелю, который в той же книге против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения (Циркул. указ. Св. Синода от 25 сентября 1901г.).

5) РИЗНИЧИЙ

На обязанности Ризничего лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Казначеем.

Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Казначея описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника Ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего.

Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря.

Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Казначея.

Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, о необходимости приобретать новые предметы докладывает Казначею. Пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Казначея. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов.

Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонарей. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.

6) ЭКОНОМ

На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении Эконома находится «Служба эксплуатации» в которую привлекаются специалисты. Штат «Службы эксплуатации» утверждается Настоятелем.

7) КЕЛАРЬ

Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, просфорня.

Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу, однажды на всю неделю испрашивает благословение у Благочинного, какую и в каком количестве готовить пищу.

Без особого благословения Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику Благочинному монастыря.

8) УСТАВЩИК

Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырскими уставами.

Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Новоначальных чтецов уставщику следует обучать чтению.

На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах.

Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.

9) РЕГЕНТ

Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся.

Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами.

Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.

10) ЭККЛЕСИАРХ, или старший пономарь

На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение куличей, фруктов). Экклесиарх подчиняется Ризничему.

11) СВЕЧНИК

На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые он должен опускать в опечатанные ящики, а после выемки давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей.

Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки были запечатаны и закрыты на замки до времени выемки, а деньги в них были влагаемы без промедления.

Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т. п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет.

Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.

12) ЛАВОЧНИК

На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности.

Выручка по лавке сдается Казначею. Периодически, по назначению Настоятеля, производится учет по лавке особой комиссией.

13) ПОНОМАРЬ

Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, т. к. послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника.

Пономарь обязан прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в не попираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще вычищать.

Пономари подчиняются Ризничему (или экклесиарху).

14) ЗВОНАРЬ

В положенное время звонарь приходит к Благочинному (или Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.

15) Секретарь Духовного собора.

На обязанности секретаря лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными.

Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться. Секретарь может иметь помощника, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.

16) БИБЛИОТЕКАРЬ

На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного каталога и картотеки и выдача книг насельникам обители (под расписку).

Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Настоятелем, Духовником, Благочинным или иными духовно опытными лицами.

Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение, помещение проветривать и очищать от пыли.

Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая всячески.

Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг.

Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в таком случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.

17) РУХЛЯДНЫЙ

Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих отношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего.

Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую одежду новоначального.

Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую, ибо щегольство в одежде не прилично иноческому смирению.

Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.

18) ПРОСФОРНИК

Просфорник является ответственным лицом по изготовлении просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Келарю, получая муку и все потребное у него.

19) ТРАПЕЗНИК

Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы.

Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует “Аминь”.

По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь.

После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинного. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.

20) ГОСТИНИК

На гостинике лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостиник немедленно докладывает Настоятелю (или лицу, его заменяющему), и без благословения никого в гостинице не принимает.

Приходящих в монастырь монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но в гостиных помещениях.

Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила можно делать лишь с благословения Настоятеля (или лица, его заменяющего).

21) БОЛЬНИЧНЫЙ

Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый.

Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного.

Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: “Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество. Так надобно сказать и о врачебном искусстве… Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, - все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие” (Правило 55).

Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.

22) ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ

На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ.

Труждающиеся братии помнят слова св. Апостола: “Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе” (2 Сол. 3, 8).

В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.

IV. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В БРАТСТВО МОНАСТЫРЯ

1) Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом VI Вселенского Собора).

2) Безусловно запрещается принимать в братство монастыря:

А) Лиц несовершеннолетних,
Б) Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18),
В) мужа, имеющего обязательства перед несовершеннолетними детьми. (Архиерейский собор 2000 г.)

3) Новопоступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от военной службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятеля.

4) Нововступивший проходит испытание в течение трех лет, и, если окажется достойным воспринять монашеский чин, Настоятель делает представление о его пострижении Епархиальному правящему Архиерею. (Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального, а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до вступления его в братство).

5) Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности его к прохождению монашеского пострига.

6) Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для поступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-насельника от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник, пояс, скуфью и четки и может быть помещаем в братские келии (но до пострижения в монашество не один, а с кем-либо из опытных в монастырской жизни иноков).

7) Принимаемый в братство помнит, что помещение им занимаемое (келия или часть келии), не являются его собственностью, но представляет собой общежитие или служебное помещение.

8) От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку в том, что за свою жертву не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.

9) Бродячие иноки, самовольно ушедшие из другого монастыря, в обитель не принимаются.

V. ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ.

1) Новоначальный прежде всего внимательно изучает устав Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря, чтобы при первых же шагах своего пребывания в нем не нарушать заведенных в монастыре порядка и дисциплины. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальный дает подписку в том, что он знаком с Уставом и обязуется его свято выполнять. В случае же нарушения Устава, он обязуется немедленно по благословению Настоятеля (или заменяющего его лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий.

2) Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: “Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употредлять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью” (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).

3) По отношению к Настоятелю и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с Настоятелем следует поклониться и испросить благословение, а при встрече с иеромонахами, иеродиаконами и иными членами братства сделать поясной поклон. Впрочем, не возбраняется брать благословение у иеромонахов (архимандритов, игуменов).

4) Входить в келию к братии следует с молитвой: “Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас” и только тогда, когда будет получен ответ “Аминь”.

5) После вечернего правила, всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

6) Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятеля монастыря и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального по своеволию.

7) Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Настоятель пытается образумить его увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всей братии. Если же кто и после многократных увещеваний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела братства.

8) Кто не принимает послушания, одобренного Настоятелем, тот должен наедине привести ему свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если же кто будет упорствовать в непокорности жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот как посевающий сомнение в братстве и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из братства.

9) Никто не должен входить в любопытные исследования и осуждения действий Настоятеля и иных должностных лиц.

10) Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

11) Никто не должен без благословения старших брать к себе в келию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.

12) Употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в монастыре воспрещаются, и нарушение сего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.

13) Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы (“Господи, благослови” и др.), равно и по окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою (“Слава Тебе, Господи” и др.).

14) Новоначальным не следует заводить в келии предметов, отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги.

VI. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ.

1) Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством Духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.

2) Настоятель и Духовник монастыря наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители пред вступлением в чреду своего служения.

3) Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.

4) Братия не должна ничего особенного предпринимать по своей только мысле и воле, например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном делании не повредило общего благого дела спасения души.

5) Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовию простить обидевшего.

6) Насельники обители должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению.

7) В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод на менее ответственное и почетное послушание, а также поставление на поклоны.

8) Относительно поклонов, монастырь руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: “Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению”.

VII. О БОГОСЛУЖЕНИИ.

1) Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии является церковное Богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

2) Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями монастыря Божественных служб, Благочинный монастыря совместно с Ризничим и Уставщиком, ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Настоятелем расписание Богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе, а также стоящих у св. Иконы Божьей Матери, седмичных, канонархов и других.

3) Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга в служении, уклоняться вовсе и пр.) никому из братии без благословения Благочинного не разрешается.

4) За полчаса до начала Утреннего богослужения будильщик, взяв благословение у Благочинного, обходит все келий с молитвой для пробуждения братии.

5) Каждый из братии должен стараться прийти в церковь до начала Богослужения. О не пришедших или пришедших с опозданием Благочинный объявляет Настоятелю с занесением случая по его рассмотрению в ежедневную книгу. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения.

6) Занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и др.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными Богослужениями, должны иметь на сие особое разрешение Благочинного.

7) Священнослужители, не занятые в чреде, несут клиросное послушание.

8) Поскольку Богослужения в монастырских храмах посещаются не только братией, но и многочисленными богомольцами, братия может совершать для верующих особые Богослужения (молебны, панихиды, разного рода поминовения и пр.), однако ни крещения, ни бракосочетания в монастыре не совершаются, но эти таинства совершаются традиционно в надвратном храме Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко» женатым духовенством, или исключительно иеромонахом, получившим от Настоятеля благословение.

9) Никто из братии, ни под каким предлогом не должен брать, ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы Казначею.

10) Являться к Богослужению священнослужители и монахи обязаны в мантиях, клобуках и рясах, а послушники – в одеянии, на которое получили благословение.

11) На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться и входить в праздные беседы с посторонними, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиваться необходимым кратким ответом.

12) Каждый из братии обязывается ежедневно после утреннего правила приложиться к Чудотворной Иконе Божьей Матери Тихвинской.

13) Братия должны приучать себя как снимать, так и надевать камилавки и клобуки все в одно время, также совершение крестного знамения и поклоны предстоятелю при соборном служении должны совершаться одновременно.

VIII. О ТРАПЕЗЕ.

1) Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезную строем, а если по некотором времени, - то, ожидая трапезы, имеют отдых в келиях.

2) Испросив благословение у Настоятеля, Трапезный (или Звонарь) ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.

3) В продолжение трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Подготовленное заранее чтение совершает чередной иеромонах (или учиненный чтец по благословению Благочинного).

4) Опоздание в трапезу, или исхождение из нее прежде окончания без благословения, признается беспорядком, и не оставляется без ответственности.

5) Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит сие Настоятель, как не могущим прийти в общую трапезу, например по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

IX. О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ.

1) Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

а) келейное правило по уставу и благословению Настоятеля;
б) чтение душеполезных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей;
в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;
г) занятия, поручаемые Настоятелем или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.);
д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или для иных полезных целей;
е) уборка келий, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инока.

2) Любимой настольной книгой каждого инока монастыря должна быть Святая Библия.

3) Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие и наставления Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Величковского, книги о Тихвинской иконе Божьей Матери и другие духовно нравственные сочинения.

4) Наличие в кельях радио и телевизионных приёмников, а так же компьютеров и ноутбуков не дозволяется. Однако при монастырской библиотеке ежедневно открыт читальный зал с компьютерами и телевизором, где насельники могут пользоваться цифровыми носителями, интернетом и другими средствами массовой информации. Время занятий в читальном зале для каждого насельника определяет Благочинный. (Кроме того, все рабочие места руководителей служб оборудованы компьютерами).

5) Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единообразная.

6) В случае болезни насельник монастыря непременно сообщает чередному иеромонаху, который ставит в известность Благочинного и делает отметку в книге ежедневных записей.

X. О ПОСЕТИТЕЛЯХ И О ПОСЕЩЕНИИ КЕЛИЙ.

1) Принятие в келиях внешних посетителей (как мужского пола, так и женского) не допускаются. В случае если возникает необходимость брату обители увидеться с близким родственником или родственницей, то таковые принимаются в особо назначенной гостевой кельи., по благословению Настоятеля.

2) Равно никто из братии не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии или у иного брата, но только в предоставленной ему монастырским начальством.

3) Братия могут посещать один другого в келиях до отбоя для совместных занятий подготовлением к Богослужению (чтению и пр.), а также для совместного назидания, взаимного пособия в келейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется, однако, если эти посещения будут превращаться в развлекающие и вредные, они могут быть в отдельных случаях запрещены.

4) После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келии, кроме особенных благовидных случаев, когда требуется посетить духовника, послужить больному, и т.п.

XI. УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ.

1) Исхождение из монастыря бывает по должностной обязанности, по распоряжению начальства, или допускается по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.

2) Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучится за ворота монастыря, то для сего достаточно устного разрешения Благочинного. Поездки в город и другие местности, расположенные за монастырской стеной, как бы кратковременны они не были, благословляются только Настоятелем или заменяющим его лицом. Причём, в таких случаях, братия пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения, необходимой суммы отпускных, согласуют своё отсутствие на Богослужениях с Благочинным, при этом Благочинный ставит свою резолюцию на прошении, а за тем идут к Настоятелю за благословением.

3) В случае болезни или иных важных причин, некоторые из братии могут получать и более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство монастыря имеет по сему специальное суждение, дабы время, на стороне, не повредило брату в его духовном устроении.

4) Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронные, поминальные, праздничные по случаю и т.п. обеды.

5) Отлучающиеся из монастыря по благословению, по своем возвращении немедленно дают отчет Настоятелю, или Благочинному о своём пребывании вне монастырских стен.

6) Священнослужители монастыря, отпускаемые за стены обители или города, не имеют право священнодействия без разрешения:

а) отпускающего их Настоятеля (выдающего соответствующую справку) и
б) правящего Епархиального Архиерея той местности, где желает он священнодействовать отпущенный, или Настоятеля той обители, в которую прибыл временно отпущенный из монастыря.

7) Послушники во время продолжительного отпуска из монастыря не должны носить иноческого одеяния. (Указ св. Синода №7 от 30 апреля 1873г.).

XII. УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ.

1) Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь на столько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на монастырь, после увещания и принятия дисциплинарных мер могут быть удалены из обители как не годные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальной братии.

2) Иноки, уволенные из монастыря, должны в срок, указываемый Настоятелем сдать Эконому келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители.

3) Если какой-либо брат, уволенный из монастыря, или самостоятельно его оставивший, познает свое согрешение, возвратиться обратно в монастырь и будет просить Настоятеля и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то такового брата можно, по всестороннем рассмотрении дела его, принять. Но прежде принятия он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить его сначала в разряд вновь поступающих, а затем – по долгом испытании – в число братии.

4) В случае смерти какого-либо брата монастыря, все его имущество по описи, составляемой Казначеем, Экономом и Благочинным, передается на склад и является общим монастырским имуществом. В исключительных случаях, с благословения Настоятеля, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для сего особое завещание.

Да поможет нам Всещедрый Бог в деле спасения души.
Аминь.

 
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь © Все права защищены 2010