Главная Документы
Документы
Богослужебные привилегии настоятелей Тихвинского монастыря | Печать |

Историческая справка
о богослужебных привилегиях настоятелей
Тихвинского Большого Богородице-Успенского
мужского монастыря


Высшая российская церковная иерархия, вначале в лице Святейших Патриархов, затем, по учреждении Святейшего Синода – в лице его первенствующих членов, определила для настоятелей Тихвинского Большого Богородице-Успенского мужского монастыря привилегии, употребляемые тихвинскими архимандритами при совершении богослужений в этой древней обители.

Богослужебные привилегии настоятелям Тихвинского Большого Богородице-Успенского мужского монастыря были даны исключительно из важности хранящейся в монастыре святыни – Тихвинской Чудотворной Явленной иконы Божией Матери.

До революции 1917 года церковные историки Новгородской епархии (в чье ведение входил Тихвинский Большой Успенский монастырь), составили историческую справку о богослужебных отличиях всех монастырей епархии, в том числе и Тихвинского Большого:
«Игуменское настоятельство продолжалось в монастыре Тихвинском до половины XVII века. Как именно и при каких обстоятельствах заменено оно архимандричьим – сведений не сохранилось. Известно только, что в 1655 г. был в нем уже архимандрит (Иосиф), притом пользовавшийся привилегиею употребления рипид. Подписавшийся под Духовным Регламентом настоятель его – тоже архимандрит (Варлаам). В XVIII веке стали постепенно нарастать привилегии монастыря. В 1727 г. определением Феофана, архиепископа Новгородского, дозволено архимандриту его употреблять рипиды и ковер, а в 1759 году преосвященным Димитрием (Сеченовым) – носить мантию со скрижалями и посох – деревянный – с тремя позолоченными яблоками, но только в пределах епархии. В начале XIX века монастырь по отличиям сравнялся с другими привилегированными монастырями. Определением Св. Синода от 1805 года дозволено архимандриту его (Герасиму) и будущим по нем настоятелям иметь все отличия, употребляемые архимандритами Кирилло-Белозерского монастыря, а в 1806 году Императором Александром I, по представлению митрополита Амвросия, пожалованы ему те же преимущества, какие присвоены Полтавскому Крестовоздвиженскому монастырю (шапка, крест, палица, жезл епископский, трикирий и дикирий, принятие Св. Даров в Царских Вратах, рипиды, ковер, изображения на скрижалях мантии), тем лишь, чтобы на скрижалях мантии были другие изображения (на правой – Благовещения Пресвятой Богородицы, а на левой – Тихвинской иконы Божией Матери)».(1)

При анализе документов Святейшего Синода, хранящихся в Российском Государственном историческом архиве (РГИА) и касающихся деятельности Тихвинского Большого Богородице-Успенского мужского монастыря, также подтверждается, что:
– Согласно указа Св. Синода от 22 декабря 1770 г. об особенностях в монастырском служении разных монастырей (собрано по данному указу из 42 монастырей), «архимандрит Тихвинского Большого монастыря по указу Синода от 21 июля 1727 г. и по грамоте митрополита Новгородского Димитрия 1759 г. служил с палицею, на ковре, с рипидами, имел мантию со скрижалями и жезл деревянный позлащенный с тремя яблоками» (2). К этому хранящемуся ныне в фондах РГИА документу, была приложена грамота с подписью на рипидах 1656 г.

– В 1805 году Св. Синодом рассматривалось дело о дозволении совершать богослужения в Тихвинском Большом монастыре с рипидами и осенением свечами за ревность архимандрита Герасима по благоустройству монастыря (3).
– В 1856 году Св. Синодом слушалось дело о разрешении настоятелю Тихвинского Большого монастыря совершать богослужения с осенением трикирием.(4)

Во всех вышеуказанных случаях богослужебные привилегии настоятелям Тихвинского Большого Богородице-Успенского монастыря были подтверждены указами Св. Синода.

В 1913 году Новгородская Духовная консистория, по предложению Новгородского преосвященного, запрашивала настоятеля Тихвинского Большого монастыря архимандрита Антония (Демянского) сведения о том, «какими привилегиями пользуетесь Вы при Богослужениях, пользуетесь ли Вы ими при служении вне монастыря и если пользуетесь, то на каком основании» (5). Этот запрос был сделан в связи с тем, что настоятели известных монастырей Новгородской епархии совершали богослужения с привилегиями вне своих монастырей.

На основании расследования этого дела, Новгородская Духовная консистория 25 февраля 1914 года постановила:
«Определением Новгородского епархиального начальства… положено: “Что касается вопроса о служении архимандритов Юрьева, Иверского и Тихвинского монастырей с привилегиями вне своих монастырей, то, принимая во внимание, что Фотиевский “Чиновник”, на который ссылаются архимандриты Юрьева монастыря для оправдания обычая служить с привилегиями вне монастыря, сам нуждается в обосновании документальными данными..., что право Тихвинского и Иверского монастырей служить с привилегиями вне своих монастырей не обосновано на документальных данных и что привилегии вообще даны монастырям, а не настоятелям их, – то лишить архимандритов Юрьева, Тихвинского и Иверского монастырей права совершать служение вне своих монастырей с привилегиями…» (6)

Тем не менее, этот инцидент никак не сказался на богослужебных привилегиях настоятелей вышеуказанных новгородских монастырей при совершении богослужений в самих монастырях, в т.ч. Тихвинском Успенском.

Это подтверждается, прежде всего, ежегодными отчетами, представлявшимися настоятелями Тихвинского Большого монастыря епархиальному начальству в Новгород.
Так, в отчете Тихвинского Большого монастыря за 1918 год, отправленном настоятелем монастыря архимандритом Антонием (Демянским) на имя архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого), о настоятельских привилегиях говорится, что архимандритам Тихвинской обители даны:
«Монастырская шапка и сулок на посох и рипиды.
Московским собором 1675 г. все привилегии для настоятелей монастырей были отменены.
В 1727 г. эти привилегии были восстановлены с присовокуплением палицы, затем в 1742 г. наперсного креста, в 1759 г. мантии со скрижалями.
В 1805 настоятелям Тихвинского монастыря предоставлены все отличия, употребляемые настоятелями Кирилло-Белозерского монастыря:
1) служение при открытых Царских вратах, с палицею, сулком и рипидами.
2) в алтаре петь «Святый Боже» и осенять свещею на ковре.
26 марта 1806 года добавлены преимущества настоятелей Полтавского Крестовоздвиженского монастыря – на Великом входе  Херувимской песни принимать Св. Дары в Царских вратах и носить на скрижалях мантии изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и иконы Тихвинской Божией Матери.
В 1857 г. дозволено употреблять, где следует, при священнослужении, дикирии и трикирии» (7).


ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Гедевский А.В. Историческая справка-заметка о монастырях Новгородских с отличиями в священнослужении // Труды Новгородского церковно-археологического общества. Т. 1. Новгород, 1914. С. 93-94.
2) РГИА. Ф. 796. Оп. 51. Д. 489.
3) РГИА. Ф. 796. Оп. 86. Д. 965.
4) РГИА. Ф. 796. Оп. 137. Д. 2091.
5) Архив СПб Института истории РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 18. Л. 558.
6) Архив СПб Института истории РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 142.
7) Государственный исторический архив Новгородской области. Ф. 481. Оп. 1. Д. 827. Л. 2 об.

 
Обращение Настоятеля к Тихвинцам и гостям города | Печать |

Уважаемые жители и гости Тихвинского района Ленинградской области!

В адрес Священноначалия Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в настоящее время стали поступать обращения прихожан и паломников Тихвинской обители, относящиеся к вопросу экологической безопасности в Тихвинском районе в связи с функционированием Тихвинского ферросплавного завода.

Тихвинский монастырь обратился с запросом в территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленинградской области в Тихвинском районе о том, имелись ли и имеются ли в настоящее время данные о наличии специфических загрязнений окружающей среды, связанных с деятельностью Тихвинского ферросплавного завода.

В официальном письме от 16 июля 2010 года № 47-14-01-1356, направленном в адрес Настоятеля Тихвинского монастыря служба Роспотребнадзора информирует, что «Специфических загрязнений, связанных с деятельностью ЗАО «Тихвинский Ферросплавный Завод» по результатам мониторинга за атмосферным воздухом в г. Тихвине, с начала работы завода не выявлено. Также не выявлены специфические загрязнения почвы и водоёмов».

В связи с тем, что ситуация вокруг Тихвинского ферросплавного завода, как в прошлом, так и в настоящее время остро политизирована, считаем своим долгом официально разъяснить, что согласно пункта 10 главы I Устава Русской Православной Церкви Московского Патриархата «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий», Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, как каноническое подразделение Русской Православной Церкви не участвовал, не участвует и не намерен участвовать, (равно, как и преподавать Благословения отдельным гражданам на участие) в деятельности общественных объединений и организаций (братств, обществ, товариществ, союзов, партий, инициативных групп и т.д.), деятельность которых тем или иным образом связана с преследованием каких бы то ни было ПОЛИТИЧЕСКИХ интересов.

Ссылки на Благословение Священноначалия Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, (в Успенском соборе которого на вечном хранении находится Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери) преподанное на организацию общественных объединений и организаций, либо в пользу отдельных граждан не имеют под собой никакого основания, если об этом не было сделано официального письменного заявления Настоятеля Тихвинского монастыря, опубликованного в официальных средствах массовой информации района, в том числе в газете «Трудовая слава».

Архимандрит Евфимий (Шашорин)
Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

 


Тихвинский Богородичный Успенский монастырь © Все права защищены 2010