Главная Богослужения и поминовения Заупокойное Богослужение
Заупокой | Печать |

Заупокойное богослужение и поминовение усопших

Учение Православной Церкви говорит нам о том, что смерть человека не является уничтожением его личности, уходом в небытие, как судят об этом материалистические учения. Душа умершего уходит на суд Божий, определяющий ее место до Второго пришествия Христова, кончины этого мира и Страшного суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом - в зависимости от молитв Церкви о нем после кончины.

Церковь призывает нас особо заботиться о наших родных и близких перед их кончиной, в самый ее час и в последствии.

Умирающие напутствуются Церковью совершением Таинств Покаяния, Елеосвящения и Причащения. Среди чинопоследований Церкви имеется и последование на исход души, состоящее из канона и молитв, обращенных к Господу Иисусу Христу и Божией Матери. Обычно этот чин совершается священником у постели умирающего после предсмертного причастия. Имеется и особый "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет", усиливающий церковное моление о испытывающих тяжелые страдания.

Оба канона на исход души (входящие в состав вышеуказанных чинов) в случае отсутствия священника могут быть прочитаны у одра умирающего и благочестивым мирянином (находятся они в богослужебной книге, именуемой Требник) - разумеется, с опущением молитвословий и возгласов, предназначенных для чтения только священником. Однако всем нам следует помнить: помочь умирающему человеку в последний раз исповедаться и причаститься, возможно и собороваться, что можно сделать, только пригласив к нему перед кончиной священника - наша святая христианская обязанность, пренебрежение которой влечет за собой суровую кару Божию.

Приготовление усопшего к погребению

Основные этапы приготовления усопшего к погребению состоят в омовении тела, облачении, (одевании) усопшего, положении его во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле. Омовение тела водой прообразует будущее воскресение мертвых и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности (тела умерших архиереев и священников омываются не водой, а обтираются губкой, пропитанной елеем (маслом), причем совершается это не мирянами, а священнослужителями). На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых местностях одевают саван - белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку, а приготовленный гроб предварительно окропляется святой водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно во свидетельство веры в Распятого Христа. Положение во гроб совершается при чтении и пении молитвословий (на практике обычно поется Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас"). На голову усопшего полагается венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а тело покрывается покровом. Покровом может служить и обыкновенная белая ткань, однако сейчас широко распространены специальные погребальные покрывала, которые можно приобрести в храмах; там же можно взять и венчик - его, впрочем, часто полагают на усопшего лишь после внесения тела в храм перед отпеванием. В руки покойному влагается икона (традиционно - Спасителя) или Распятие. Вокруг гроба желательно поставить четыре подсвечника со свечами (по четырем сторонам - у головы, у ног и по бокам), в совокупности изображающие крест. Существующие в некоторых местностях суеверные обычаи класть покойному во гроб хлеб, нательное белье, деньги и другие посторонние предметы никак не могут быть признаны христианскими и допускаемыми Церковью. В Православной Церкви существует благочестивый и древний обычай чтения Евангелия над телом усопшего архиерея и священника и Псалтири над телом усопшего диакона или мирянина до погребения и в его память после погребения. Чтение это, выражающее материнскую заботу Церкви о своем чаде даже после его кончины, начинается по окончании последоваиия на исход души. Над телом усопшего архиерея или священника Евангелие читает священник, а Псалтирь над телом диакона или мирянина - как церковный чтец, так и любой благочестивый человек, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя, лишь в особых случаях разрешается сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты чтение Псалтири прерывается особой заупокойной молитвой "Помяни, Господи Боже наш...". При чтении Слова Божия над телом усопшего должны присутствовать (или, по крайней мере, периодически присоединяться) родные и близкие покойного.

 
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь © Все права защищены 2010